Тонкие хитрости часового искусства
В XXI веке можно наблюдать отчетливую тенденцию возвращения к стилям прошлых эпох.
Все больше различных аксессуаров, сопровождающих человека в повседневной жизни, выполняются
в винтажном или ретро-стиле, притягивая к себе огромное количество поклонников. Особенно
ясно просматривается такая закономерность в часовой индустрии, где наручные часы в
послевоенном стиле отвоевывают себе все больший кусок мирового часового рынка, стиль
элегантности и утонченности влетает в нашу жизнь на крыльях вечной классики огромными
стаями уникальных сверхтонких наручных часов, диктуя новый тренд на поприще часовой моды.
Сверхтонкие часы подразумевают особое чувство эстетизма и изящества, но совсем не простоты.
Общепринятое мнение, что тонкие часы делаются в ущерб их функциональности довольно
абсурдно, так как многие модели наручных часов от известнейших мировых брендов являются
эталоном часов с усложнениями и могут дать фору своим большим собратьям. Турбийоны,
репетиры, карильоны, вечные календари, индикаторы лунных фаз, сплит-хронографы — вечные
спутники громоздких неподъемных наручных часов. Но как же быть, если нужны часы,
способные показать утонченный вкус их обладателя, и притом, чтобы они не уступали по
функциональности «наручным кирпичам»? Все просто — берем и покупаем сверхтонкие часы
с турбийонами, репетирами, карильонами и т.д. С появлением аппаратуры высокой точности,
позволяющей обрабатывать микроскопические детали, тонкие часы с усложнениями обретают
популярность среди все большего количества ценителей индивидуальности и элегантности.
Начнем по порядку.
Вечный календарь или Quantieme Perpetual — сложное устройство, отображающее чередование месяцев разной длины и 29-й день февраля каждые 4 года. И опять же, изобретение первых карманных часов с этим усложнением принадлежит А.-Л. Бреге еще в далеком 1795 году. Со временем вечный календарь переместился в корпуса наручных часов, «послом» астрономического усложнения в массовое производство стала компания Audemars Piguet, уделяющая пристальное внимание разного рода нововведениям. Часовой компании принадлежит и изобретение самого тонкого часового механизма с модулем вечного календаря «Жуль Одемар» в 2010 году; калибр 2120\2802 состоит из 355 деталей и имеет толщину всего-то 4мм. Изысканные часы - «вечная классика» - стали сложнее, тоньше и удобнее.
Узнавать время в темноте у людей возникла необходимость еще задолго до появления электричества и светящихся покрытий на стрелках, а отсутствие в средние века спичек делало такое простое занятие, как зажигание свечи с целью определения времени по часам, довольно непростой затеей. Тут на помощь к «несчастным людям» пришел, нет не Прометей с его огнем, а, что гораздо прозаичнее, звук, причем разнотональный. Прародитель первого репетира, устройства, позволяющего определять время по звуку, был изобретен еще в далеком 1670-м году. Устройство представляло собой немаленькую коробку с рычагом, нажав на который любой желающий мог узнать время по «динь-динь». Репетиры повсеместно использовались в настенных и напольных часах, но извечная страсть человечества к удобству и минимизации породила интересный вопрос: «А как же все-таки узнавать время, ну скажем, ночью в карете усталому путнику, ведь не потащишь же с собою огромные настенные часы?» И опять на выручку к человечеству пришел гениальный часовой мастер Бреге, засветивший свое имя во множестве полезных часовых изобретений. Концептуально новая система ударного гонга в виде пружины позволила существенно уменьшить механизм и даже поместить его в карманные часы. Стараниями часового мэтра Бреге карманные часы-репетиры уже к концу XVIII века стали довольно распространены среди высших слоев общества. Пионером наручных часов с репетиром стал известный бренд Audemars Piguet, заявивший о себе наручными часами с вечным календарем. Втиснуть музыкальный механизм в корпус наручных часов мастера из Audemars Piguet смогли в 1892 году. Не отставали от них и другие старейшие часовые компании — Vacheron Constantin и Ulisse Nardin, но Audemars Piguet вплоть до настоящего
времени почивает на лаврах компании, выпустившей самый тонкий калибр с минутным репетиром совмещенным с вечным календарем толщиной 5,7мм. Но рекорд самого тонкого механизма только с репетиром принадлежит, безусловно, компании Vacheron Constantin с их калибром, способным озвучивать время толщиной всего 3,8мм. Ну вот, супертонкие, сверхточные астрономические часы теперь позволяют вдобавок узнать время в кромешной темноте.
часовщиков доля секунды не должна пропадать зря! Но придумать сверхтонкий хронограф, да еще и оснастить его системой автоматического подзавода — задача не из легких, что-то на грани фантастики. Ведь ротор автоматического механизма должен быть как можно большего размера для его эффективной работы, а механизм спуска секундной стрелки сам по себе не маленький. Калибр обычных наручных автоматических часов с хронографом напоминает 3-х слойный пирог, а подобный механизм в тонких часах должен напоминать пирог, ко которому проехался каток-асфальтоукладчик. На этом фронте в первых рядах со знаменем «Ультратонкие часы» уверенно шагает известная часовая фирма Blancpain с хронографным механизмом «Фредерик Пиге», который компания поместила в свою линейку тонких часов с хронографом Villeret в 1987 году. Калибр 1180 был толщиной 3,95мм и имел ручной завод. Автоматическая версия этого механизма вышла немного позже, увеличившись в толщине всего на 1,55 мм. В итоге бренд Blancpain получил среди коллекционеров внегласное звание отца всех плоских хронографов с автоподзаводом. Самый тонкий сплит-хронограф принадлежит к старейшей элитной марке часов Patek Phillipe с его калибром CH27-525PS толщиной каких-то 5,25мм, самым тонким механизмом сплит-хронографа, который когда-либо был изготовлен.
Ну вот, сверхтонкие часы умеют бороться с земным притяжением при помощи турбийонов,
показывать дату на протяжении столетий без какой-либо корректировки на своих вечных календарях, мелодично озвучивать время в кромешной тьме и отсчитывать любые промежутки времени с точностью до десятых долей секунды. И все эти «бонусы» вмещаются в элегантные тонкие корпуса, подходящие под деловой костюм и вечерний фрак, стремящиеся показать утонченность характера своего владельца. Остается только спорить с любителями массивных часов о разных преимуществах и недостатках, стиле и приметности, но в вопросе, касающимся функциональности тонких часов, никаких пререканий возникнуть не может, так как нет ничего, чтобы нельзя было уменьшить и сделать совершеннее.
Крупные часы стиля милитари, увесистые спортивные хронометры или изящные тонкие часы — выбор на ваше усмотрение, ведь как сказал древнеримский комедиант Публий Теренций Афр «Quot homines, tot sententiae», что означает «сколько людей, столько и мнений».
Один из мировых лидеров в производстве грациозных тонких часов Blancpain достойно подготовился к минувшей выставке и в очередной раз закрепил за собой звание бренда с «тонким вкусом» со своей новой моделью плоских наручных часов Blancpain Villeret Chronographe Monopoussoir Quantieme Complet. Часы являются достойным продолжением нового исполнения элегантной коллекции Villeret, начатого в 2010 году. Blancpain уже давно дал сообщил о своей направленности в сторону выпуска однокнопочных хронографов, аккуратных и функциональных, «нафаршированных» всевозможными усложнениями. Вот и механизм новой модели тонких часов от Blancpain утяжелен модулем вечного календаря, сохраняя при этом свою фантастически малую высоту — всего 7,5мм и диаметр 32мм. Это совершенно новый калибр 66CM8 на 35 камнях, состоящий из 450-ти деталей, с автоматическим подзаводом и запасом хода 40 часов, с помощью которого часовщикам удалось достичь максимальной функциональности и удобства использования без каких-либо потерь черт строгого благородства дизайна этого джентльменского хронографа. Помимо толщины эти швейцарские наручные часы имеют немало других ярких отличительных особенностей. Ноу-хау компании является запатентованная система управления и настройки модуля вечного календаря, предотвращающая любые поломки хрупкого механизма. Аккуратные рычажки спрятаны с обратной стороны корпуса в районе дужек крепления ремешка и избавляют классический корпус от излишних головок и кнопок, как и от использования дополнительных регулировочных ключей, сохраняя аккуратность линий и строгую выдержку каждой детали часов. Модуль хронографа так же никак не нагружает окружность корпуса часов Villeret Chronographe Monopoussoir Quantieme Complet специальными элементами управления и запускается одной кнопкой, интегрированной в заводную головку. Гильошированный в виде солнечных лучей циферблат может быть опалового или белого цвета для золотой и стальной модели корпуса соответственно. Сразу бросается в глаза изящно изогнутая синяя стрелка, вращающаяся по внутреннему радиусу и показывающая дату. Такая необычная форма есть напоминание о ретро-моделях часов, где любые дополнительные индикации непременно сопровождались такими вот необычными змеевидными стрелками. По внешнему радиусу расположены часовые индикации в виде элегантных римских цифр. В районе «3» часа приютился 30-ти минутный счетчик, а на «9 часах» нашел себе место 12-ти часовой. Между двумя счетчиками находится окошко с индикацией лунных фаз. Апертура даты и дня недели расположена выше, под «12-ю часами». Задняя крышка прозрачная и открывает взору работу механизма и вращение восхитительного золотого ротора автоподзавода с искусным гильошированием. Наручные часы Blancpain Villeret Chronographe Monopoussoir Quantieme Complet комплектуются коричневым ремешком из кожи аллигатора с эксклюзивной отделкой «Alzavel» на складной застежке. Такой ремешок отлично подчеркивает классический стиль этого плоского хронометра от Blancpain, изысканных часов для любого официального мероприятия, для которого нужно одеть галстук или бабочку.